Название: Основы синтō Отправлено: Tresi от 26 Октября 2011, 01:45:58 Цитировать Синтō 神道 "путь богов" - это собирательное название японских верований, придуманное для того, чтобы как-то отличить их от буддизма и даосизма. http://gengo-chan.com/viewtopic.php?id=640Собственно, синтō - это смесь из самых разных духовных традиций: айнской, австронезийской, алтайской, плюс некоторое влияние даосизма. Основным компонентом синто являются древнеайнские представления. Оригинально синто - это в самом прямом смысле этническая религия. По-настоящему синтоистом может быть только японец. В синто нет сложного вероучения и заповедей, быть синтоистом для японцев означает иногда посещать святилища (дзиндзя) и участвовать в праздниках (мацури). В то же время, мы, как люди европейской культуры, понимаем, что синто имеет свою философию, также как и любая другая духовная традиция, и философия синто может быть дистиллирована в качестве ряда определенных принципов. И такое синто, освобожденное от конкретно-этнических образов вполне может распространится далеко за пределы Японии, в качестве еще одной мировой религии. Я считаю, что если бы синто распространилось по миру - то это было бы очень здорово, потому как принципы синто - это именно то, чего не хватает современному человечеству для преодоления разнообразных кризисов. Основные понятия синтō Тама/тамасий 魂 ~ "дух", "душа", "духовная энергия", "духовная субстанция". В Айнско-японском словаре Каяно Сигэру (茅野茂アイヌ語辞典) это слово поставлено в соответствие айнскому слову ram-at - "присутствие духа"/"наличие духа" ~ "дух", "душа". В айнском языке звук r с легкостью может переходить в такие звуки как tr/dl/l/t/d, то легко видеть: ram-at/tram-at/tlam-at/tam-at -> яп.: тама/тамасий Ками 神 ~ "надсущность", "сущность распространяюшаяся над". Верхн.-дзём. айнск.: ka-mu-?i букв.: "над распрострающаяся сущность"-> ka-mu-i -> kamuy -> др. яп. камы -> бунго/совр. яп.: ками. Тама - сгусток "живого", концентрация духовной энергии или даже вообще энергии, просто энергии. Тама пронизвает весь мир и наполняет все существа и все вещи. Существа и вещи наделены тама по-разному: кто имеет много тама, а кто-то мало. Чем выше концентрация энергии - тем больше/сильнее тама - тем большую силу имеет ее носитель. Хорошо иметь много тама. Поэтому цель любого ритуала синто - сохранить и приумножить тама. Те существа и сущности, которые имеют очень много тама и обладают способностью наделять тама другие существа, а также отбирать тама у других существ и вещей, называются ками. Те ками, которые наделяют тама - называются собственно ками, а те ками, которые отбирают тама - называются моно. Все ритуалы синто имеют своими целями: сохранение имеющейся тама, увеличение тама, изгнание моно, устранение негативного влияния моно. Ками - это все, что имеет очень много тама и может наделять тама другие существа. Ками - это все выдающееся и необычное, как-то, например: тысячелетний кедр, камень причудливой формы, водопад, гора Фудзи, основатель компании "Панасоник", император Мэйдзи, мастер каллиграфии или, например, известный музыкант или писатель. Очень важно понимать, что ками - это далеко не обязательно какое-то личностное/антропоморфное существо или предмет или вещь, которую можно представить, потрогать или, вообще, ощутить при помощи пяти чувств. Намного чаще ками - это некая безличностная/аморфная сила, например, сила притяжения Земли к Солнцу - это тоже ками, силы действующие в атомном ядре между протонами и нейтронами - опять же ками, и другие подобные явления также являются ками. Поскольку виды ками очень разнообразны, то, например, Будда, Иисус Христос, пророк Мухаммед - также могут рассматриваться как ками. Так, например, буддизм прижился и широко распространился на Японских островах именно после того как было объявлено, что все будды и бодхисаттвы - это ками. Таким образом, синто реально может сосуществовать с самыми разными духовными традициями. И не только сосуществовать, но и перенимать какие-то элементы других традиций и образовывать синкретические традиции. В этом заключается большая сила и гибкость синто. С ками тесным образом связаны такие понятия как: 清 - киёси - "чистота", "свежесть", "приятность"; 穢れ - кэгарэ - "грязь", "гадость", "нечистота"; первоначальное значение - "рана", т.е., нечистота - это ранение/изломанность/нарушение привычного течения жизни. Имеются в виду не конкретно-физические "чистота" и "грязь". "Чистота" - это предметы, контакт с которыми увеличивает тама и действия увеличивающие тама. "Грязь" - это предметы и действия, которые ведут к уменьшению тама. (То есть "чистота" и "грязь" - это в данном случае нечто вроде условных обозначений для двух взаимоисключающих категорий вещей и действий.) Чтобы увеличить свою тама надо контактировать с ками, а ками любят все "чистое", т.е., иначе говоря, то, что может привлечь тама, поэтому, чтобы увеличить тама надо контактировать только с "чистыми предметами" и избегать "нечистых предметов". При этом, одна и та же вещь может быть "чистой" в одной ситуации и "грязной" в другой, "чистой" для одного человека и "грязной" для другого. Поскольку в мире людей "чистота" и "грязь" всегда относительны, то для общения с ками всегда используются "универсальные чистые предметы". Универсальный чистый предмет для сохранения/переноса тама/налаживания контакта с ками это - нава/нау - 縄 <- айнск.: naw - букв.: "стружка", "завиток". Разные виды нава: наиболее древняя форма (http://uploads.ru/t/q/N/X/qNXRm.jpg) (http://uploads.ru/?v=qNXRm.jpg) и более современные: (http://uploads.ru/t/w/9/M/w9MjO.jpg) (http://uploads.ru/?v=w9MjO.jpg) (http://uploads.ru/t/Y/O/l/YOlRG.jpg) (http://uploads.ru/?v=YOlRG.jpg) Еще один универсальный чистый предмет - это магатама 勾玉 "собирающий драгоценный камень". Магатама, обычно имеют форму запятой и изготовляются из камня (нефрит, жадеит) или керамики: (http://img03.ti-da.net/usr/ryotaroneko/%E5%87%BA%E9%9B%B2%E5%A4%A7%E7%A4%BE%E9%87%8D%E6%96%87%E3%83%92%E3%82%B9%E3%82%A4%E5%8B%BE%E7%8E%89.jpg) (http://www.refcon.biz/images/km0020a.jpg) В то время как нау/нава - это предметы, которые постоянно находятся в каком-то одном месте, и в этом месте собирают тама и очищают пространство, и, таким образом являются как бы предметами коллективного пользования; магатама - предназначена для личного использования, она собирает тама для того, кто носит ее при себе. В нау и магатама воплощены следующие идеи: 1) Вечность - дерево и камень живут много дольше чем человек пусть тысячи, миллионы лет длиться государев век пока покрытый мхом камушек не станет огромной скалой. 2) Криволинейность - обозначение некоторой точки опоры/точки отсчета в пространстве/времени; защита от быстротечного времени и открытых/незащищенных пространств; защита от безобразного. И нава и магатава посвящаются ками. Находясь физически в нашем мире, они пожертвованы ками и принадлежат ками. Поэтому нава и магатама являются каналами, по которому в наш мир из мира ками перетекает тамасий. Поскольку и нава и магатама принадлежат ками, то они никак не могут быть использованы вредоносными ками - моно. Представления об универсуме Универсум бесконечен и вечен, никогда не возникал и никогда не исчезнет. Он подобен бескрайнему океану, а отдельные миры - это острова в океане. Универсум - это бескрайний океан энергии тамасии. Отдельные миры - это сгустки тама/тамасии. Они возникают на какое-то краткое время, затем сгустки тамасии рассасываются, связи рвутся и миры исчезают, но тут же возникают новые, другие, новые и все повторяется. |