Форум "Fushigi Nippon - Загадочная Япония"

Форум о Японии => Всё о Японии => Тема начата: Noirneko от 02 Ноября 2011, 06:38:01



Название: Выставка японской гравюры XIX в. Харьков, Украина 27.10 - 03.12
Отправлено: Noirneko от 02 Ноября 2011, 06:38:01
(http://s016.radikal.ru/i334/1110/35/10a12605d4d9.jpg)

Зимой 1702 года столицу Японии Эдо (современный Токио) потрясла в высшей степени необычная новость: в четыре часа утра — дом церемониймейстера при дворе сёгуна (военного правителя Японии), подвергся нападению.

Это произвело ошеломляющее впечатление: за сто лет правления династии Токугава Япония основательно привыкла к мирному и законопослушному существованию. А потому событие, завершившееся смертью правительственного чиновника, было воспринято как нечто из ряда вон выходящее, хотя и не вполне неожиданное. В Эдо хорошо было известно, что послужило его причиной.

За один год девять месяцев до этого события в замке сёгуна в Эдо тридцатипятилетний князь Асано Наганори с мечом в руке атаковал престарелого Кира Ёсинака — главу знатного аристократического рода и церемониймейстера при дворе сёгуна — и ранил его. Обнажать меч во дворце было строжайше запрещено, никакие причины во внимание не принимались. Асано был приговорён к сэппуку за нападение на чиновника в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего.
Приговор был суров, но и преступление Асано, по нормам того времени, было тяжко. Если бы Асано напал на Кира в припадке безумия, наказанию подвергся бы только он сам. Но в данном случае речь шла о заведомо продуманной мести, поэтому наказание распространялось на весь клан: владения Асано были конфискованы.

На совещании вассалов в замке Ако, устроенном после того, как гонцы из Эдо доставили печальную весть о случившемся, мнения подданных Асано разделились. Послы известили всех находившихся в замке Ако о случившемся: господин покончил жизнь самоубийством, клан расформирован, владения конфискованы, а все самураи, служившие Наганори, теперь лишались источника существования и превращались в ронинов — вассалов без хозяина. Некоторые предлагали принять жребий судьбы и разойтись в поисках нового пристанища; другие настаивали на немедленном "самоубийстве вслед за господином"; третьи предлагали выждать и найти удобный момент для того, чтобы отомстить обидчику их господина. Среди последних был и Оиси Кураносукэ, управляющий замка, возглавивший союз мстителей, союз сорока семи ронинов.

Сорок семь ронинов дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор. Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни. Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.
Нельзя сказать, что власти Эдо ничего не подозревали о приготовлениях Оиси Кураносукэ и его подчиненных: сведения об этом доходили до них неоднократно. Однако никаких мер против "верных вассалов" предпринято не было — вполне вероятно, что власти симпатизировали им, а потому смотрели на все сквозь пальцы. Такое попущение может быть понято однозначно: все в столице понимали, что месть за господина — священный долг (гири) его вассалов. А гири в самурайской этике ставился превыше всего.

Действительно, именно это чувство или убеждение было главным фактором, подвигшим каждого из сорока семи на участие в заговоре. Они хорошо понимали, какой конец их ожидает, но глубина их преданности господину, их долг перед ним не оставляли места для сомнений.

14 декабря 1702 года ронины двумя отрядами по сигналу барабана напали на поместье Киры в городе Эдо. Чиновник успел спрятаться и его долго не могли найти. Оиси, однако, проверив постель Киры и убедившись, что она еще тёплая, преодолел отчаяние от казавшейся неминуемой неудачи и продолжил поиски. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля. Там и был обнаружен Кира. Оиси почтительно поведал ему о том, что они ронины — бывшие слуги Асано, пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было предложено совершить ритуальное самоубийство, но тот отказался. Тогда Оиси сам убил Киру, отрубив ему голову.

Голову поверженного врага ронины, за исключением одного, самого молодого, Тэрадзака Китиэмон, отправленного на родину в Ако гонцом с радостной вестью, отнесли в монастырь Сэнгаку-дзи на могилу своего господина, исполнив тем самым клятву.

Власть была в затруднительном положении: с одной стороны ронины поступили согласно букве и духу бусидо, отомстив за своего сюзерена; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного чиновника. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов, сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, приговорил заговорщиков к смерти. Однако, им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как уголовники.

Сэппуку состоялось 4 февраля 1703 года. Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения. Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений. Тэрадзака Китиэмон вернулся в Эдо, был помилован сёгуном и прожил до глубокой старости. Похоронен он рядом со своими товарищами.

В XIX веке сказание о «Сорока семи верных вассалов» стало популярным сюжетом среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Среди них были и такие известные мастера как Кунисада, Куниёси, Куниаки,Ёситора, Ёсицуя и Хиросигэ, чьи работы представлены на выставке.

Возникшая в XVII в. в среде набиравшего силу третьего сословия, менее скованная канонами, чем живопись, гравюра была наиболее массовым и доступным для горожан видом искусства. Темами для гравюр укиё-э зачастую являлись сюжеты жанровых рассказов, пьес театра Кабуки, классической и современной поэзии.

В процессе создания гравюры укиё-э участвовали художник, резчик и печатник. Важную роль играл издатель, изучавший спрос и определявший тираж. Зачастую именно он задавал тему гравюры и влиял на характер издания.

Процесс создания гравюры выглядел следующим образом. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой, прозрачной бумаге. Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита, вырезал первую печатную форму. Затем делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру. Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров, цеховая организация процесса обусловили своеобразие японской ксилографии.


Количество гравюр: 42

Представленные художники:
Утагава Кунисада, Утагава Куниёси, Утагава Андо Хиросигэ, Утагава Кунисада Второй, Утагава Куниаки, Утагава Куниаки Второй, Утагава Ёсицуя, Итимосай Ёситора, Тоёхара Кунитика, Огата Гэкко.

Харьковский Художественный Музей
Украина, г.Харьков, ул.Совнаркомовская,9
станция метро "Архитектора Бекетова"

с.27.10 по 03.12 с 10 до 17, кроме вторника.


Стоимость билета : 7 гривен. (примерно один доллар США, чуть меньше)

Тел.для справок: +380 057 706-33-94 (музей)

Спасибо.


Название: Re: Выставка японской гравюры XIX в. Харьков, Украина 27.10 - 03.12
Отправлено: Euphoria от 02 Ноября 2011, 21:01:14
Главный вопрос: почему не в Москве? :) Я бы с большим удовольствием и с экскурсией.


Название: Re: Выставка японской гравюры XIX в. Харьков, Украина 27.10 - 03.12
Отправлено: Noirneko от 02 Ноября 2011, 21:05:39
Главный вопрос: почему не в Москве? :)

1) Потому что я - гражданин Украины :)

2)  Потому что работы сложно (хотя и возможно при наличии серьёзного спонсорства и желания выставочной площадки) вывезти из страны и ввезти их назад.

3) А вообще-то ночь езды на поезде.... Было бы желание. Экий Москво- центризм в Вас... :)


Название: Re: Выставка японской гравюры XIX в. Харьков, Украина 27.10 - 03.12
Отправлено: Noirneko от 12 Декабря 2011, 00:12:01
Единственное достойное (в отличие от многих других попыток) упоминание в прессе (Журнал "Реприза", Харьков (http://www.booom.in.ua/event_marketing)) и небольшой фоторепортаж :

(http://s017.radikal.ru/i405/1112/09/e858399d6fbet.jpg) (http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i405/1112/09/e858399d6fbe.jpg.html)(http://s017.radikal.ru/i432/1112/9b/856b0ed594dft.jpg) (http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i432/1112/9b/856b0ed594df.jpg.html)(http://s009.radikal.ru/i310/1112/c0/0e8363c0f6fbt.jpg) (http://radikal.ru/F/s009.radikal.ru/i310/1112/c0/0e8363c0f6fb.jpg.html)(http://s017.radikal.ru/i431/1112/9f/b4a32dbdd29ct.jpg) (http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i431/1112/9f/b4a32dbdd29c.jpg.html)(http://s002.radikal.ru/i199/1112/a2/b07b88d8a862t.jpg) (http://radikal.ru/F/s002.radikal.ru/i199/1112/a2/b07b88d8a862.jpg.html)(http://s017.radikal.ru/i441/1112/f2/749f48368baat.jpg) (http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i441/1112/f2/749f48368baa.jpg.html)(http://s017.radikal.ru/i427/1112/21/e8810f96082ct.jpg) (http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i427/1112/21/e8810f96082c.jpg.html)(http://s017.radikal.ru/i424/1112/4b/9011a59431cat.jpg) (http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i424/1112/4b/9011a59431ca.jpg.html)(http://s017.radikal.ru/i438/1112/17/9bb635efcb87t.jpg) (http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i438/1112/17/9bb635efcb87.jpg.html)(http://i031.radikal.ru/1112/10/4e12f82152d2t.jpg) (http://radikal.ru/F/i031.radikal.ru/1112/10/4e12f82152d2.jpg.html)


Название: Re: Выставка японской гравюры XIX в. Харьков, Украина 27.10 - 03.12
Отправлено: leit от 12 Декабря 2011, 13:31:09
Прямо 33 богатыря - "все равны как на подбор" :)
Надеюсь, посетителям понравилось ::)


Название: Re: Выставка японской гравюры XIX в. Харьков, Украина 27.10 - 03.12
Отправлено: Noirneko от 12 Декабря 2011, 18:48:36
Было два зала.

Первый зал, где показывались фильмы (1921, 1968 и 2004 - только они переведены на русский, хотя фильм на тему "Инцидент Ако" есть в каждом десятилетии, кроме фильма 30х, который погиб во время Второй Мировой) был посвящён "Канадэход Тюсингюра". Он на второй и седьмой фотографии.

Во втором зале были "портретные" серии.