Все дело в том, что Вы, комиссар мыслите по-европейски, а у господина Аоно логика иная, японская и проникнуть в нее не удосуживаетесь
© Акунин (Левиафан)
Это о том, что многие рассуждения здесь - абсолютно правильные.. но..
Дело в том, что любые выводы и рассуждения базируются на основе некоей парадигмы, типа как шахматы имеют свои правила - преферанс - другие. Невозможно в преферансе разыграть гамбит. А в шахматах - мизер.
Сэппуку – это ритуал, который не только вписывается в парадигму самурайской этики, но и является неотемлемой его частью
Главное отличие европейцев и японцев состоит в нравственной основе социального поведения. Христианская культура построена на чувстве вины: грешить плохо, потомучто будешь терзаться раскаянием. Чтобы избежать вины, европеец старается вести себя «нравственно». Японец не нарушает этических норм по другой причине: для них роль морального сдерживателя играет стыд
© Акунин (Левиафан)
нелишне отметить еще и то, что грех как таковой – не что иное, как искусно изготовленный манипулятор в руках власть предержащих.
Дзен отрицает сознание как первичный паттерн.
Грех - это то, что сознание считает грехом.
Но сознания как такового нет!
Значит и греха тоже нет!
Это иной способ самого миропонимания, не имеющий такого понятия, как грех. Т.к. в Дзен греха уже точно нет, то можно лишь дать примерную характеристику наиболее близкому понятию греха, это не действие, не поступок, а позиционирование себя, напоминающее скорее диссонанс по отношению ко всеобщей гармонии мира.
Согласно представлениям Дао и Дзен, аналогом христианского понятия "грех" является толкование того, что не согласуется с природой и красотой, нарушает гармонию. То, что христианство формализует как "добро" представляет скорее эстетическую категорию. В силу этого красота, и гармония по отношению к "добру" занимает более глобальное место, и взаимосвязи последних имеют иной характер, чем в традиционном европейском понимании. (
http://forum.unlove.ru/showthread.php?t=253)
И это еще не полная картина к Сэппуку!
Отношение общества к смерти — первейший аспект его идеологии и показатель духовного здоровья, Что есть смерть человека для нашей цивилизации?
Прежде всего — наша цивилизация не хочет смерти, а хотела бы, чтоб смерти вовсе не было — поэтому предпочитает не касаться этой темы и делать вид, что как бы этого почти и нет. Отношение к смерти можно сформулировать так: «Она плохая, ее не надо, надо избегать и ее, и разговоров о ней, и не надо обсуждать, и прилично подобает вести себя так, будто ее и вовсе нет».
Главным благом провозглашена жизнь. Все, что делается ради жизни — хорошо. А поскольку смерть противоречит жизни — это главное зло, и надо постараться избавиться от него, насколько возможно. Если в реальности есть медицина и средства продлить жизнь — то в сознании смерть надо насколько можно потеснить, стереть, утопить, скрыть. . ,
Таково сегодня торжество гуманистической либеральной идеологии — нашего цивилизованного достижения. Но поскольку в конце концов от смерти никуда не деваться каждому — то «каждый умирает в одиночку», разбираясь со своими сомнениями, ожиданиями и страхами. Сегодня мы находимся в фазе, когда благой гуманный порыв достиг степени абсурда и обратился в свою противоположность — тупую, бездушную и жестокую.
М. Веллер
Не надо лишний раз убеждать, что данный момент в Японии совершенно не такой, как описал его Веллер.
Продолжаем: Нелишне напомнить, о поведении государственных религий во Второй Мировой. Все, практически все религии благословили свои правительства на убийство, т.е. на войну. Немецкие войска имели ремни, на пряжках которых красовалась надпись: "С нами Бог" Православная церковь служила молебны во имя победы "В священной войне" - как утверждают некоторые , именно с началом этих молебнов (1941 год, декабрь) связано отступление Немецких войск под Москвой.
Трудности возникли лишь у Японского Императора.
Монахи, последователи Будды, наотрез отказались проделать то же самое, что запросто проделали все религии во всех странах участниках этого военного конфликта. По некоторым свидетельствам, ответ Императору от Японского Монаха показался первому настолько дерзким, что Император собственноручно возымел желание отрубить Монаху голову.
Ведь император Японии согласно протоколу имел при себе меч. Но, сдержав эмоции император Японии задал несколько уточняющих вопросов Монаху. Ответы на них было настолько достойны, что казнь Монаха была отменена. Но благословления на войну от император так и не получил.
Показательный пример этого позволяет сделать совершенно неожиданный вывод: Все религии, которые запросто рекомендуют отдать жизнь на войне, - очень отрицательно относятся к суициду. Те, духовные концессии, что принципиально не участвуют в поддержке военных доктрин, или нейтральны к суициду или же не противодействуют таковому.(
http://forum.unlove.ru/showthread.php?t=418)
А на самом – тема Сэппуку слишком большая, чтобы вот так ее объяснить тем, кто имеет европейский тип сознания.. Тут надо много говорить.. Если очень хочется – можно продолжить, но это требует отдельной ветки..