Просто понравилась новость, сразу перед глазами предстали тощие японцы, плачущие по крабовому мясу, и жирные крабы, весело бороздящие просторы морей
Как "Известия" помогли Росрыболовству браконьеров победитьАлексей АроновВо вторник японская газета "Хоккайдо симбун" сообщила о том, что в прошлом месяце импорт живого краба в порт Ханасаки составил ноль тонн. На первый взгляд обычная статистика, ничего более. Но на самом деле за этой цифрой скрывается многолетняя борьба Росрыболовства с интернациональной армией браконьеров, нещадно истребляющих наших крабов в угоду японскому желудку. А самое приятное, что "Известия" сыграли в ней не последнюю роль.
Город Саппоро, магазин "Крабы Нэмуро". На витрине красуются три представителя этого вида членистоногих. Больше продавать нечего - в мае поставки морского деликатеса полностью прекратились. Да и это поди еще продай! Ведь по сравнению с прошлым годом килограмм живого краба подорожал почти втрое - примерно на $100. Это уже даже зажиточным японцам не по карману.
- Сейчас начинается туристический сезон, а ситуация просто катастрофическая, - жалуются продавцы. Многих из них уже отправили в неоплачиваемый отпуск, другие откровенно скучают, глядя на дверь.
Понять их несложно. Увеличение цен на живого краба привело к резкому падению спроса на него. Так, администрация одного из ресторанов Саппоро, специализирующегося на блюдах из крабового мяса, сообщает в своем меню следующее: "Уважаемые посетители! Мы очень стараемся не повышать цены на наше меню, однако это очень тяжело, поскольку стоимость закупки краба выросла по сравнению с прошлым годом в полтора раза". Впрочем, читать это обращение некому - зал полупустой.
'Известия' от 18 декабря 2007 годаТакого, чтобы поставок краба в порт Ханасаки не было вообще, японцы даже и не припомнят. Во всяком случае, за последние 20 лет. Объяснить это можно только тем, что наша страна объявила браконьерам - а весь краб, поставляемый в Страну восходящего солнца, добывается нелегально - настоящую войну. Наша га-зета тоже не осталась в стороне. После серии публикаций, посвященных крабовой проблеме, дальневосточные пограничники развернули беспрецедентную по масштабам борьбу с нелегальным промыслом. В результате десятки браконьерских судов были задержаны, а их капита-ны наказаны.
Справедливости ради заметим, что сами японцы, ранее потворствовавшие браконьерскому бизнесу, тоже включились в борьбу с нелегальным промыслом - в конце января в порту Ханасаки (том самом, где импорт живого краба в мае составил ноль тонн) был задержан представитель фирмы "Нисей Косан" - крупнейшей компании, торгующей незакон-но выловленными российскими морепродуктами (кстати, за "Нисей Косан" стоит японская организованная преступность - якудза).
Но вернемся к истории вопроса. После того как в 1991 году был значительно облегчен въезд в северные порты Японии российских граждан, туда зачастили транспортные суда, доставляющие крабов из района Южных Курил. Но в 1991-1992 годах поставки крабов в порт были незначительными. Своего пика они достигли в 1999 г., когда в месяц доставлялось 700 и более тонн морского деликатеса. Впрочем, тогда эти поставки были легальными.
Вне закона импорт живого краба оказался в прошлом году, когда Госкомрыболовство запретило экспорт этих морепродуктов. Поставки краба российскими судами стали снижаться. Так, объем импорта живого камчатского краба на остров Хоккайдо в январе-марте 2008 года составил всего 433 тонны, что почти на 60% меньше аналогичного периода прошлого года. А в мае в порту Ханасаки ввоз этого деликатеса оказался и вовсе нулевой.
Вчера Росрыболовство поздравило "Известия" с первой победой нашего государства против браконьеров, признав в этом большую заслугу нашей газеты. Впрочем, успокаиваться пока рано. Несмотря на все меры, принимаемые Росрыболовством и пограничниками, браконьерский промысел продолжается. И, видимо, будет продолжаться до тех пор, пока цена живого краба не станет настолько высокой, что и добывать, и продавать его станет попросту невыгодно. Судя по всему, это уже не за горами.
http://www.izvestia.ru/economic/article3117303/?print