Японский генерал переписывает историю ("The Wall Street Journal", США)В разных странах Вторая мировая война изображается по-разному
Уоррен Козак (Warren Kozak), 07 декабря 20087 декабря 1941 г. 353 японских самолета, поднявшиеся с шести авианосцев, уничтожили большую часть Тихоокеанского флота США в Пирл-Харборе (Гавайи). В то утро погибли 2402 американских военнослужащих. До 11 сентября 2001 г. ни одно нападение на Соединенные Штаты не приводило к таким большим людским потерям.
Однако сегодня, когда прошло 67 лет, и сменились три поколения, память об этих событиях поблекла. И некоторые японцы активно пытаются переписать историю собственной страны.
Чуть больше месяца назад командующий японскими ВВС генерал Тосио Тамогами (Toshio Tamogami) был отправлен в отставку премьер-министром Таро Асо (Taro Aso). Причина? Генерал принял участие в конкурсе эссе на исторические темы, и получил главный приз за свое сочинение, в котором он высказал весьма неординарные идеи. Среди прочего генерал утверждал, что нападение на Пирл-Харбор спровоцировал президент Франклин Рузвельт, заманив тем самым Японию в ловушку, что Токио не развязывал агрессивной войны, и если бы его страна не сражалась в мировом конфликте, она скорее всего вообще стала бы 'колонией белой расы'.
С этим вряд ли бы согласились 15 с лишним миллионов китайцев, корейцев, филиппинцев и жителей других стран, погибших от рук японцев.
Надо сказать, в своих взглядах генерал Тамогами отнюдь не одинок. Многих японских военных сковывают ограничения, наложенные на их деятельность конституцией страны, разрешающей иметь лишь 'силы самообороны'. Впрочем, это позволяет Японии, находящейся с 1945 г. под защитным 'зонтиком' США, экономить миллиарды долларов на военных расходах, направляя эти средства на развитие образования, промышленности и инфраструктуры.
Однако запрет иметь 'полноценные' вооруженные силы, как у других стран, раздражает офицеров, глубоко преданных воинской традиции в японской культуре. Не случайно из 230 участников злополучного конкурса 94 были подчиненными генерала Тамогами.
После 1945 г. Токио принес извинения пострадавшим азиатским странам, но одновременно на уроках истории в японских школах всячески подчеркивается ущерб, нанесенный самой Японии атомными бомбардировками, без должного раскрытия предыстории этих событий.
Япония - не единственная страна, где переписывается история. Практически у каждого государства, участвовавшего во Второй мировой войне, есть собственная версия этих событий. В России, к примеру, описание 'Великой Отечественной войны' никогда не включает информацию о Пакте Гитлера-Сталина или катастрофе, постигшей Советский Союз, когда немцы, разорвав договор, застали его врасплох и дошли до самой Москвы.
Сами немцы честно признают свою вину: школьников и сегодня возят на экскурсии в бывшие концлагеря. Но австрийцы имеют дерзость называть себя 'первыми жертвами нацизма', благополучно забывая о двух миллионах своих соотечественников, восторженно приветствовавших Гитлера в Вене.
Впрочем, самый вопиющий пример ревизии истории из всех, с которыми мне довелось сталкиваться, я наблюдал в мемориальном музее Чан Кайши в Тайбее. Там все уроки Второй мировой войны сводятся к тому, что гоминьдановцы доблестно сражались с японцами и одержали победу, а коммунисты во главе с Мао Цзедуном в основном отсиживались в стороне, накапливая оружие (на деле все обстояло с точностью до наоборот). А какова была роль США? Они продавали Японии нефть. И точка.
В Америке тоже есть любители пересматривать историю. Люди, отрицающие Холокост, внушают нам, что нацистских лагерей смерти не существовало в природе. Из недавно вышедшей книги Пата Бьюкенена (Pat Buchanan), ставшей бестселлером, мы узнаем, что мир во Вторую мировую войну, оказывается, вовлек Уинстон Черчилль. Другой автор, Николсон Бейкер (Nicholson Baker) утверждает, что подлинными героями войны следует считать не молодых американцев и англичан, погибавших на полях сражений, а пацифистов, не поступившихся собственным 'гуманизмом'. Даже режиссер Клинт Иствуд в фильме 'Письма с Иводзимы' ("Letters From Iwo Jima") не проводит почти никаких различий между японскими солдатами (завоевателями) и американскими морскими пехотинцами (освободителями).
Иногда причина состоит в принципе 'равной аморальности', утвердившемся в нашем коллективном сознании. В других случаях речь идет о чем-то гораздо худшем.
Известия об эссе генерала Тамогами были негативно восприняты в Пекине, который активно наращивает собственные вооруженные силы, и в Сеуле. И его быстрая отставка во многом позволила успокоить страсти. Премьер-министр Ассо осознает, что многие азиаты и сегодня хорошо помнят о японской агрессии в регионе. В первой половине 1945 г. от рук японцев ежемесячно погибало более 250000 жителей Азии. Это уже не война - это геноцид.
В сентябре 1945 г. жертв уже не было: Японии в конце концов пришлось капитулировать. Этот ужасный конфликт завершился не потому, что кто-то из его участников 'раздумал воевать': страны 'Оси' потерпели полное и безоговорочное поражение. И уроки истории неплохо было бы начинать именно с этого.
Уоррен Козак - автор книги (она выйдет в мае будущего года) 'Лимэй: жизнь и войны Кертиса Лимэя' ("LeMay: The Life and Wars of Curtis LeMay")
Интересно, но, скажем так, не ново