http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1461Крайне интересная статья, очень познавательно, спасибо.
Однако, мне не совсем понятен несколько восторженный тон. Да, люди, описываемые в этой статье, были выдающимися личностями. Геринг, наверняка тоже был личностью неординарной, при нём люфтваффе были грозной силой, бомбардировщики сравнивали с землёй кварталы европейских городов, юнкерсы "штуки" наводили ужас на пехоту своими сиренами во время пикирования. Но кого тянет им восторгаться?
Подлое убийство адмирала Ямамото? О чём речь, если бы у наших была возможность устранить Геринга подобным методом - стали бы мы сомневаться? Это вообще большая удача для союзной коалиции - убрать лидера такого ранга. Да и японцы бы наверняка воспользовались подобной возможностью - если-бы такая представилась.
Японские самураи против американских варваров, да? Ладно, я допускаю, что в армии было множество офицеров, соблюдавший этот самый кодекс "бусидо". И были они настоящими самураями, для которых испытать остроту клинка на шее неудачливого крестьянина - не вопрос. Плюс тогдашний японский национализм. Результаты всем известны - они презирали жизнь как таковую, как свою - так и чужую. Среди них попадались люди, знакомые с понятием "гуманизм", это говорят американские пленные, но таких японцев было меньшинство. К тому-же, несмотря на полное озверение, спалённый Токио, Хиросиму, Нагасаки, американцы не стали устраивать геноцид в Японии во время оккупации (хотя такие домашние концлагеря для японцев-иммигрантов на время войны в США построили). А тогдашние японцы - могли, причём даже не по приказу командования - так, по собственной инициативе.
Про своё отношение к атомным и напалмовым бомбардировкам я уже как-то высказывался. Но повторюсь - была война, Япония была страной-агрессором, и получила адекватный ответ. Как и Германия, в которой было разнесено чуть менее, чем всё. Хотя поначалу "из гуманных соображений", все воюющие страны отказывались от ковровых бомбардировок.
Пристрастность Токийского трибунала - да, наверняка трибунал был пристрастным. Но во первых, тогда не было возможности выписать абсолютно незаинтересованного судью с Марса. А во вторых, на повестке дня стоял вопрос о послевоенном переделе мира - в свете отношений "союзников" этот вопрос было поинтереснее наказания "виновных".Ну и в третьих, это действительно была месть, месть за потери и за страх.
Про "шкурные" интересы США и "не шкурные" интересы Японии. У меня есть мнение, что войны никогда не начинаются по идейным соображениям. "Ах, они крестятся слева-направо, давайте их грохнем". Всегда война ведётся для получения какого либо преимущества - т.е. Япония вела войны для расширения зоны влияния - чисто из шкурных соображений.
"Они совершили сэппуку, и это сделало их героями". Гитлер тоже траванулся чем-то - он герой? Читал ещё про одного заключённого, который вырвал ложкой себе глазное яблоко и сьел его - он тоже герой? Или просто псих? Ладно, психами я их не считаю - всё же, в их культуре это может быть символом смелости и чести (и только поэтому обязано быть редким явлением), да и вогнать тридцать см стали себе в брюхо не каждый сможет, особенно с перспективой провести в агонии несколько часов.
Битва за Окинаву.
Самой ожесточенной битвой, которая шла одновременно на море, на суше и в воздухе, и которая вообще когда-либо случалась в истории человечества...
...
Было от чего прийти в отчаяние: за 10 месяцев самоубийственных атак корпуса «Симпу» и его армейских аналогов тихоокеанский флот США понесет большие потери, чем за 3 предыдущих года.
Википедия утверждает:
Военные потери американцев в битве составили порядка 48,000 человек, из них около 12,000 погибших или пропавших без вести...
....
В боях за Окинаву 48 % солдат было контужено, около 14,000 были демобилизованы из-за нервных срывов.
....
Потери японской стороны составили порядка 107,000 человек военнослужащих, 7,400 человек попали в плен. Некоторые солдаты совершили сэппуку или просто взорвали себя гранатой. Кроме того, около 20,000 человек были сожжены американскими огнемётами в своих укреплениях в пещерах
Много? Очень много.
Храм Ясукуни. Вот как наши сограждане относятся к попыткам некоторых прибалтийских стран обелить СС-овцев или бандеровцев? А теперь представъте, есть склеп с останками приснопамятного Адольфа и его ближайших соратников - и каждый год канцлер Германии наносит туда визит - каково, а? Пример про Вьетнам несколько неудачен - в данный момент эта страна может протестовать против чего угодно - её никто не услышит. Поэтому они и не сотрясают воздух попусту, а тихо-мирно шьют абибасы, растят рис и показывают туристам окрестные партизанские схроны.
И напоследок. Думаю, где нибудь в США, кто-то тоже написал подобную статью про великий третий рейх,его подготовленных офицеров, его героев, противостоящих "этим русским варварам". Очень удобно восхищатся той войной, в которой мы не участвовали. Да, мы воевали с Японией, но не так долго, что-бы начать их ненавидеть по настоящему.
Кстати, на тему военной этики как таковой очень интересно рассуждает Филлип Капуто в книге "Военный слух":
Согласно этим "правилам боя" пристрелить бегущего невооружённого вьетнамца было морально оправданным деянием, но убить стоящего или идущего -- уже нет; нельзя было пристрелить военнопленного в упор, но снайпер с большого удаления мог убить вражеского солдата, который был не более способен защищаться, чем военнопленный; пехотинец не мог уничтожить деревню гранатами с белым фосфором, но пилот истребителя мог сбросить на неё напалм. Вопрос об этичности становился вопросом о расстоянии и технических средствах. Ты всегда оказывался прав, убивая людей с большого расстояния с помощью мудрёного оружия.