http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1480 Тут я внезапно обнаружил статью о классификации различных типах отаку... местами она вызвала у меня некоторое недоумение, захотелось вот её немного поразбирать..
Первые четыре абзаца всё вроде верно, да, в Япониях отаку не любят, в остальном мире этим словом называют людей, увлечённых чем-либо японским, в основном, аниме.
Первая классификация тоже, вроде, неплоха, за исключением следующего.
– По наличию и детализации сексуальных сцен (этти, хентай, яой, юри)
Яой и юри могут не содержать высокодетализированных сексуальных сцен. Собственно, они могут вообще не содержать подобных сцен, они не о том несколько . Это может быть просто розовосопельная романтика, не больше. А может быть и адово порно, конечно - как, собственно, и с любыми другими "лав-стори".
Следующая классификация со второго пункта начинает хромать на обе ноги.
– Аниме-отаку (сюда входят различные типы, также те, кто увлекаются сборкой аниме моделей)
Ну, допустим.
– Манга-отаку
Манга - отаку не могут собирать модели? Мне кажеться, сборку моделей из первого пункта (равно как и их полукустарную разработку) следует вынести в отдельный класс.
– Косплейщики
Довольно размытая категория сама по себе, но пусть будет.
– Любители всех проявлений современной японской культуры, японисты, японофилы.
Грубо говоря - "и все остальные". Согласитесь, не очень чёткая формулировка.
Но я так понял, что вся вышеприведённая категоризация относилась лишь к отаку-неяпонцам. Ладно.
Дальше идёт разбор аниме-отаку на подкатегории:
– Любители жанров - НФ, киберпанка, меха-аниме, паропанк/стимпанк, космическая опера
Единственный "настоящий" жанр тут - "НФ", остальное - суть его поджанры.
– Любители жанров - романтики, повседневности, добуцу, идолы, отаку, каваий
Идолы, отаку и каваи - это не жанры, это
состояние души. Повседневность может не очень и то кореллировать с романтикой. А про добуцу я и не знаю, что и сказать-то.
Любители жанров - фэнтези
Вот фэнтези стоило бы поставить на пару пунктов выше, рядом с "НФ"
– Любители жанров - мистики, апокалиптики, постапокалиптики
Мистика, по моему - это поджанр "фэнтези", а апокалиптика и постапокалиптика - поджанры "НФ".
– Любители жанров - боевые искусства, самурайский боевик, история Японии
Хм... всё же мне кажется, что этот рейтинг тоже расчитан на классификацию отаку-неяпонцев. Т.к. это уже заезженная ассоциативная цепочка "старая Япония - самураи - карате". Т.е. для самих японцев оно может быть не связанным совершенно.
– Любители жанров - хентай/этти, яой, юри, сётакон, лоликон, сёдзё-ай, сёнэн-ай
Стоило бы хентай/этти с лоликоном вынести в отдельные классийфикации (кстати, а тогда, где тентакли? Футанари? Эрогуро, в конце-концов?
). А то получилось, как если бы свалили в одну кучу классику немецкого порно и романтические фильмы вроде "Унесённые ветром".
– Любители жанров - философия, психологический триллер, парапсихология, социальный фильм, исторические фильмы
Парапсихология - это та-же мистика. Социальный фильм может и не относится к психологии. Исторические фиьмы тоже выглядит в этом списке, как пятое колесо в телеге.
Вот уж если бы я это классифицировал, то наворотил бы следующие:
-НФ,фентези (киберпанк, паропанк, постапокалиптика, меха и пр.)
-Романтика (яой, юри, сёнен-ай, сёдзё-ай)
-Исторический (в т.ч. и Японии)
-Социальный ( тот же "Добро пожаловать в эн эйч кей" - как пример)
-Психологический (тут можно вспомнить работы Сатоси Кона)
-Боевые искусства (да хотя-бы Наруто)
-Хентай (тысячи поджанров его )
-Боевик (как же про него то забыли :-) )
-Спортивное (ммм, строго говоря, можно было бы отнести "боевые искусства" к спортивным аниме - но этому мешает несколько другой смысловой вектор, больше склоняющийся в сторону боевиков)
Ну и как далее и написано , в "чистом" виде эти жанры встечаются редко, обычно в одном произведении находятся признаки двух-трёх, а то и более. Да и вообще - за исключением пары-тройки специфических жанров, классификация жанров аниме вполне себе повторяет классификацию для любого другого повествовательного искусства (фильмы, книги).
Ну и дальше по тексту обнаруживаются какие-то невиданные формы отаку
:
отаку-меломаны (смотрят аниме любых жанров, самое главное, чтобы им нравилось).
Эм... это что?
Ладно, забудем пока про аниме-отаку. Ведь есть ещё:
gunji otaku - фанаты оружия и вообще военной тематики.
wota (ヲタ) - фанаты айдолов, да, и сюда их пихну.
denshamania - фанаты железных дорог, поездов и прочего.
... ну и до чёрту всяких остальных.
Вообще, по моему, если и существует какое-либо хобби и увлечение, то наверняка и существуют его сумасшедшие японские поклонники - с устоявшимся самоназванием и, пусть маленькой, но собственной огороженной субкультуркой. Не удивлюсь, если где-то в япониях есть кулинарные отаку.
Далее идёт логичное изложение про социально изолированных людей и причины, порождающие эту изоляцию. Добавить особо нечего. Разве что, по моему, одна из причин подобной волны людей, идущих на добровольную соц.изоляцию, исходит из привычки японцев ставить работу превыше всего в контексте контакта с собственной семьёй. Т.е., если отец вкалывает по восемнадцать часов в сутки, а потом приходит чисто поспать - он может и не знать своих детей, как и они его. Мать занимается домашними делами, и для неё важно только то, что ребёнок сыт, одет, обут - а остальное забота школы. Как результат: если родители попадутся недостаточно волевые, дабы выкинуть кровиночку "на мороз", то сынку быстро смекает, что, во первых, если у него нет точек соприкосновения с собственными родителями, то какие могут быть точки соприкосновения с совершенно незнакомыми людьми? А во вторых - он понимает, что они будут кормить его всегда, боясь огласки. Ну а если родители таки выпихнули чадо на улицу... тут уж варианты могут разнится, от самоубийства до начала нормальной полноценной жизни, со всеми промежуточными категориями.
Я предполагаю, что в Японии хорошо быть старым. Ну или хотя бы сорокалетним клерком средней величины. А вот молодым быть трудно: если ты живёшь в своё удовольствие - ты неудачник и раздолбай. А для того, что бы получить "престижную" работу, нужно слушаться старших, учится до голодного обморока, а девушкам дак вообще одна дорога была - удачный брак, и точка. Так было до девяностых - но нынешнее поколение не очень верит в эти ценности, и обилие нитов, фритеров, отказ от карьерного надрыва, да та же поп-культура, - своеобразный тихий протест молодой части общества, всё менее и менее ориентированной на традиционные иерархические ценности, как верно замечено в статье.